Мои дорогие читатели

среда, 3 декабря 2014 г.

Воспитание по Хармсу


"Детей, конечно, убивать нельзя, но что-то с ними делать надо" – как-то так говорил милейший детский писатель Даниил Хармс. Обычному родителю надо иногда делать с детьми уроки. И я, как мать, не исключение.
Типичная ситуация в нашей семье:
- Сына, пора спать!
- Ой, мама я только сейчас вспомнил, что к завтрашнему дню забыл одно маленькое домашнее задание сделать.
- О господи, что?! Сочинение по всем русским писателям? Презентацию на 20 листов с картинками, нарисованными в особой технике от руки? Я отрываюсь от написания криминального сценария, который мне  завтра нужно сдать.

- Не угадала, мама.

Я уже давно перестала удивляться разнообразию домашних заданий для современных школьников. Смоделировать, состругать, покрасить и отлачить бумеранг за один вечер – запросто! Сделать самолёт – нет проблем! Сшить костюм вампира, сбацать осеннюю инсталляцию – мы смогли и это! Какие грани родительского таланта и терпения потребуются на этот раз?


- Мне нужно сочинить сценарий социального ролика! - радостно объявляет сын.

Так. Это что-то новенькое. О чём сочинить социальный ролик для учеников средней школы? О вреде алкоголизма или наркотиков? Носить шубы безнравственно? Сахар – источник наших проблем? Жвачка жуёт тебя изнутри? Нет? А какая же тема?

- Нужно придумать социальный ролик на тему: «Почему нужно носить школьную форму».

- А ты думаешь, почему нужно?

- Я про это не думаю. Ни почему не нужно. Но завтра сценарий сдать нужно!

Я тихо скулю. Следственно-оперативная группа, динамично преследующая кровожадного преступника по горячим следам в моём сценарии, тормозит на ровном месте. Что же придумать, чтобы сын быстро пошёл спать? Ну, говорю, пиши: группа детей перебегала дорогу в неположенном месте. Всех сбили машины. И лишь одна девочка осталась живой и здоровой. Которая была в школьной форме! Дети, носите школьную форму!

Сын радостно заливается подростковым смехом. Но отвергает такой сценарий.

- Ой, что бы придумать? Не просто, знаете, так сразу вынырнуть из криминальной темы. Ну, пиши сынок. История такая: дети купались в реке. Все утонули. Выплыла лишь одна девочка, которая... Правильно! Которая купалась в школьной форме. Дети, носите школьную форму!

Но и этот чудесный сценарий в духе Хармса сын отправляет в помойку.

- Мама! Придумай мне НОРМАЛЬНЫЙ сценарий! Ты же сценарист! По лучшему сценарию наша школьная киностудия будет снимать ролик, - так сын пытается подогреть мои амбиции и фантазию.

Профессионально интересуюсь: а какие возможности у вашей киностудии? Каков бюджет ролика? На мой вкус, этот ролик весьма оживят батальные сцены, табун лошадей, костюмированные реконструкции и съёмки с вертолёта. Фантазия сценариста, не ограниченная бюджетом, творит чудеса!
Но, увы! Вертолёта у детской киностудии нет, и денег тоже. Ну ладно. Пиши, сынок:

Действие происходит параллельно в двух квартирах.
Первая девочка просыпается по будильнику. Открывает шкаф, полный нарядов. Говорит: «как хорошо, что у нас в школе отменили школьную форму! Я могу наряжаться, как хочу. Что бы мне сегодня выбрать?» Начинает перебирать наряды.
Отбивка.

Вторая квартира. Вторая девочка просыпается по будильнику. Идёт умываться, чистит зубы. Идёт на кухню, включает чайник. Поливает цветы, кормит кошку. Завтракает. Моет посуду.
Отбивка.

Первая квартира. Первая девочка достает из шкафа платья, юбки, кофточки. Примеряет перед зеркалом. Отбрасывает. Ей не нравится. Что же надеть в школу? Часы тикают.
Отбивка.

Вторая девочка открывает свой шкаф, достаёт вешалку, на которой школьная форма. Вскоре она уже одетая выходит из квартиры. Здоровается с бабулей в подъезде. Помогает той донести сумку до квартиры. Бабуля истово благодарит.
Отбивка.

Первая квартира. Первая девочка в истерическом состоянии вышвыривает оставшиеся наряды из шкафа. Кругом кучи одежды. Всё не то! Часы тикают.
Отбивка.

Вторая аккуратная девочка в форме идёт в школу. Не спеша переходит дорогу на зеленый свет, помогает старичку перейти. Здоровается, улыбается, излучает радость и уверенность. Улыбаясь другим ребятам, заходит в школу.
Отбивка.

Первая девочка, влохмаченная и нервная, бросает взгляд на часы. «Ой, скоро первый урок! Я опаздываю!»  На столе записка: «Дочка, погуляй с собакой!» Собака преданно заглядывает девочке в глаза, та лишь отмахивается. Надевает первые попавшиеся вещи, нечесаная и неумытая вылетает из квартиры.

Вторая девочка поднимает руку, сидя за партой. Учитель вызывает ее к доске.

В это время первая девочка сломя голову несется по улице, перебегает дорогу на красный свет, давит голубей и сбивает старушек. С выпученными глазами, растрепанная врывается в школу. Охранник качает головой, кивает на часы – мол, на первый урок ты опоздала. Подходит директор школы. Проблема.

Вторая девочка в это время получает пятерку в дневник, светится от счастья.

В конце пак-шот: экран пополам. Слева - довольная девочка в форме. Справа – несчастная без формы. Слоган: «Форма есть – проблем нет!»

Вот такой ролик записал мой сын и наконец-то пошёл спать. А я смогла спокойно дописать свой сценарий.

Продолжение история получила на следующий день. Сын, вернувшись из школы, протянул мне бумажку с телефонным номером.
- Это что?
- Учитель просил тебя позвонить.
- Ты с кем-то подрался?
- Нет, это по поводу сценария ролика.
- МОЙ сценарий не понравился???!!! – я начинаю кипятиться. Да такой ролик и на федеральном канале не стыдно показывать! – взвыла мать и сценарист в одном флаконе.
- Мама, успокойся! Ролик очень понравился! Даже слишком. Учитель сразу спросил: а кто из твоих родителей работает на телевидении? Мне пришлось сказать, - потупив глаза, ответил мой честный сын.

Понятно, мы спалились! Звоню учителю. Он оказывается руководителем детской телестудии. Наталья Владимировна, а не могли бы вы детям из нашей телестудии провести мастер-класс по сценарному мастерству?

- Да, куда деваться, конечно… Надо же с детьми что-то делать.


28 комментариев:

  1. Во супер а! И я хочу в эту группу, на этот мастер-класс!!!!
    Сюжет класный! Мама просто супер- сын гордиться, сразу слышно!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот такие неожиданные получаются издержки профессии)))

      Удалить
    2. Уха-ха.. Читал-смеялся.. Я уже как турка не русский разговариваю. Наташ, все твои посты читаю с огромным удовольствием, жду их. Вот увы, не всегда комментить получается. Форма комментария загружается с трудом. А может это и к лучшему.. Молчание-золото. В общем, знай.. Даже если я не отписалась, то по крайней мере я покивала головой, помахала правой ногой, постучала по столу рукой и повиляла хвостом.. Ой....

      Удалить
  2. )))))) мне первые сценарии понравились)))))читала вслух старшей дочери. которая сегодня принесла задание сделать озвучку к ролику для школьного КВН, а социальный ролик был в прошлом году на тему борьбы с курением.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, даже не представляю куда бы меня занесло на тему борьбы с детским курением. Я бы, наверное, связала с пожаром 1812 года, как минимум)))

      Удалить
    2. ))))) это очень глубокое знание истории)))))

      Удалить
  3. Наташа...ухохоталась..
    Твоему чаду повезло, что мать сценарист))))
    Мы тоже рисуем-чертим-строгаем-сочиняем для дурацких заданий школьных...каждый день с ужасом жду чего-то новенького, возможности мои не безграничны и я не понимаю кто учится в школе родители или дети)))) блин еще только второй класс..

    Высказывание Хармса, большими красными буквами на стену!!!!
    Наташа, ты чудо!!! Так себе и передай)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аннушка, спасибо за тёплые слова!
      Обучение в школе вместе с ребёнком развивает умение выживать в экстремальных условиях, стрессоустойчивость и креативность. И многие другие качества, которых в себе ранее и не подозревала.

      Удалить
  4. Ой-ой-ой!!!Не все мамы сценаристы!))Что делать!?))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, берите у Хармса куски произведений! Он добрый, не обидится))) И всем весело будет!

      Удалить
  5. ))) Наташа, так интересно узнавать про тебя новые стороны жизни!!! Думаю, МК, как и ролик, пройдет на федеральном уровне!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталя, на самом деле тут в нашем сообществе все девчонки то не простые, многогранные, очень талантливые. Это я давно поняла. Потому сильно гордиться собой не буду))

      Удалить
  6. Читала с огромннннным удовольствием............буду хихикать пол дня))))))))))))

    ОтветитьУдалить
  7. Ой, как здорово. У меня всегда столько идей!!! А когда я ребёнком была, так вообще фантазия разгуливалась. Зато воплотить такой возможности нет и не было. Так и сидишь со своими идеями, как джин в банке. Счастливые вы люди. Талантливый мальчик. Замечательно как.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Dodo, говорят, что нереализованные идеи и желания рождают депрессию. Всё выплёскивать надо. Хотя бы на бумагу))

      Удалить
  8. Спасибо, Наташа!!! Повеселила, хихикала от души!!! Талантливый ты, судя по всему, сценарист)) Я тут тоже с соседским первоклассником делала ангела ростом 70 см на городскую елку. Дите сказало, что надо срочно-срочно, к завтрашнему дню и мы с его мамой корпели над ним ровно 4 часа, когда все было сделано, ребенок вдруг вспомнил, что можно было и к 25 декабря... Любимый мною Даниил Хармс прав - с детьми что-то делать надо)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ангел в 70 см - это круто! Я для детского сада своему дитю на конкурс ёлочной игрушки, помню, за одну ночь сшила толстого красного коня. Такой миляга вполне получился. Мне передали за коня "почётную грамоту", написанную на альбомном листке зелёным фломастером. А коня не вернули)))

      Удалить
    2. Надеюсь, что почетная грамота висит на самом видном месте? Только не говори, что ты ее выкинула или спрятала...

      Удалить
  9. Мы тут с моей четвероклашкой просто ухохатывались))))) Спасибо за продление жизни)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, на здоровье! Чтоб жизнь у нас всех была весёлой и долгой))

      Удалить
  10. если честно, я бы обязала учителей делать домашние задания вместе с учениками.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, про домашние задания вместе с учителем - это отличная мысль! Сразу бы пересмотрели своё отношение. А то мне сын недавно сказал: мама, мне кажется учитель по каждому предмету думает, что он у нас единственный и не догадывается, что другие тоже задают домашние задания. А делать то это всё когда?
      Получается: или делаешь что то за ребёнка или сама же убеждаешь его плюнуть на часть заданий и лечь спать. Формируется в корне неверный подход к выполнению своей работы.

      Удалить
    2. Так и я об том же, абсолютно анти-воспитательный эффект при любом исходе!
      Когда-то заканчивала Пед, нас тогда учили - задание по предмету не должно занимать больше 15-20 минут самостоятельной работы, и объяснять, как его сделать, надо так, чтобы ребенок не обращался за помощью родителя.
      Именно поэтому иногда готова была придушить учителей своих детей, именно поэтому мы всегда были в хвосте всего этого авангарда)))

      Удалить
  11. Наташа! С возвращением!
    Спасибо за пост! Очень актуально. И написано прекрасно!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  12. Всё близко и знакомо!!! :) И цитату эту Хармса люблю :)
    Сценарий, действительно, отличный. И учитель молодец - очень правильно отреагировала.
    Маме - побольше сил и энергии!

    ОтветитьУдалить
  13. Очень здорово! Спасибо за хорошее настроение) Пошли делать уроки с радостью и лёгкостью) А без юмора в стиле Хармса детские домашние задания вообще не осилить!

    ОтветитьУдалить
  14. Как раз недавно с мужем и тринадцатилетним сыном перечитывали Старуху Хармса - как герой хотел напустить столбняк на противных мальчишек, сын тоже часто хочет аналогичное проделать с младшими братьями))
    по поводу дз - очень смешно, пришлось хихикать тихо в стол (на работе читаю)! два дня назад писали с сыном сочинение по Станционному смотрителю, пришлось тут же его перечитать.. Ответственность детей и родителей -вот такая тема, так что гусара обвинить не удалось, пришлось вешать все на забитого отца и дочь-кокетку. Главное, что к концу этого писательского марафона у сына появились собственные мысли, он стал спорить и записывать свое!
    теперь надо выделить время на Тараса Бульбу. Причем сын считает, что Андрия можно оправдать -"родина там, где сердце". Взываю к мужу - объясни, мол, про патриотизм! Муж кратко:"Гриша, Андрий - козел". Ну, а надо растянуть это на два листа..

    ОтветитьУдалить

Мне очень интересно ваше личное мнение! Я не люблю разговаривать сама с собой:-)

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...