Спросите среднестатистического
москвича: когда вы в последний раз были в Кремле? Вечно спешащий горожанин
вдруг ненадолго замрёт и задумается. А потом удивлённо пожмёт плечами: не помню!
- А когда вы последний раз были на
Красной Площади?
- А что там делать то? – будет
резонный встречный вопрос.
И действительно, москвичам там
особо делать нечего. На парад 9 мая всё равно не пускают. В ГУМ теперь ходят за
покупками только обладатели хорошего счёта в банке. В Мавзолей всех, кто хотел,
сводили ещё в детстве. Я не хотела – меня не повели.
Я тоже долго вспоминала: когда же
последний раз гуляла около красных зубчатых стен? Лет 10 назад водила туда
гостей, приехавших из провинции. Лет 5 назад там проводила съёмки. Ну вот,
пожалуй, и всё.
Сын стал проявлять признаки
беспокойства: мама, ну когда же я увижу Кремль? Ну, пожалуйста, мамочка! Я же
родился в Москве!
Я, как могла, оттягивала этот
торжественный момент. И тут подвернулась оказия. Нас пригласили на концерт в
Кремлёвский дворец. Сын сказал «Ура!» и мы поехали, махнув рукой.
Но то дерево, что в метро - это дуб, точно. Я по листьям
определила. А на дубе том, почти как в сказке Пушкина, кто-то есть.
На раскидистых ветках сидят не учёные коты или какие-нибудь вечно спящие совы. Нет! На ветках уютно расположились разные люди. В основном мужчины. Судя по украшающим свадебным лентам – это представители разных
республик Советского Союза. Наверное, делегаты в Москву приехали. Лица у них серьёзные и
грустные. Грустно им вспоминать о былом имперском величии. Но мы
сегодня говорим не об этом. Мы идём на концерт. Дальше.
По подземному переходу. Всё ближе к Кремлю.
Остановились рядом с седым скрипачом. Он виртуозно играл. Заслушались.
Тут же задала сыну вопрос на засыпку: что за произведение?
Ученик 5-го класса музыкальной школы ответить не смог. Был
гневно осуждён матерью.
- Это же Вивальди! «Времена года»! «Зима»!
- А мы Вивальди ещё не проходили. У нас сейчас Бетховен, -
ловко парировал сын.
Ладно. Вопросов больше нет. Пошли дальше.
До концерта оставалось не много времени. На Красную Площадь
не успеть. Но для очистки своей материнско-москвоведческой совести решила
немного выгулять сына в Александровском саду.
Людей тут мало. Аккуратно упакованные деревья элитных сортов
ждут весны. Три кремлёвские ёлки-подростка грустно стоят на фоне красных
кирпичей. Это мои садоводческие наблюдения.
В середине Александровского сада сын нашёл грот.
- Мама, а грот тут зачем?
Я очень удачно вспомнила отрывок из какого-то своего
сценария и бойко процитировала: «этот грот построен в память об Отечественной
войне 1812 года. При его сооружении использовались обломки старых московских
зданий, пострадавших при пожаре».
Ребёнок воспринял и убежал обследовать мемориальное
сооружение со всех сторон.
Обломки донаполеоновских зданий, и правда, интересны. Они похожи
на осколки древнегреческого дворца, каким то невероятным образом попавшие в
русский снег. Хотя, чему тут удивляться. Привыкли же к древнеегипетским
сфинксам в Питере. Роднее не бывает.
Говорят, раньше, рядом с гротом (или внутри?) играли духовые оркестры . Не спорю,
это было бы очень здорово.
Однако, время близилось к закату. Нам было пора идти на
концерт. В начале нам нужно было пройти через башню со смешным и уютным названием Кутафья.
Знатоки до сих пор спорят об этимологии этого названия. Одна
из версий: кутафья – это такая полная, неспешная тётя. По-моему похоже: эдакая
кутафья Агафья.
Мы приготовились к глобальному обыску и отыманию не
разрешённых вещей, как в аэропорту. Ещё бы! Ведь на сайте Государственного
Кремлёвского дворца зрителей предупредили: фото- и видеосъёмка запрещены.
Пользоваться мобильными нельзя. Вход с сумками в зал запрещён.
Мы стояли в очереди перед металлоискателями и обсуждали с
сыном: отнимут у нас бутылочку с минеральной водой или нет? Может поскорее её
выпить, пока не пропала?
Наши опасения оказались сильно преувеличены. Сумки
просветили, через рамки мы прошли. Но даже ремни и тапки снимать не заставляли. Спасибо.
Тогда я достала фотоаппарат и стала снимать дальше.
Мы переходим по мосту к воротам Троицкой башни.
Читаем табличку: этим путём в Кремль прибыл
Владимир Ильич Ленин. Умиляемся. А я и не знала! Буду знать. Запомню. Расскажу
всем. Вот вам уже рассказала. Идём дальше ленинским путём.
Видим всяческие пушки. Проход к ним огорожен верёвочками.
Конечно, не дай бог мой сын подойдёт и потрогает пушку! Такой скандал в Кремле
будет! Практически международный. Вот фонарь. Красивый. Могу подойти и потрогать, но не
хочу.
А вот и он: Государственный Кремлёвский Дворец. Курить даже на улице строго запрещено,
хотя он вроде не деревянный. Пришли.
В гардеробе нам достаётся один на двоих номерок со
счастливым числом. Наверное, это к счастью, - догадываюсь я. Может нужно его съесть, чтобы
счастье поскорее настало?
Концерт обещал быть замечательным. Ведь с детства
выступление государственного академического симфонического оркестра для меня
всегда как праздник. Дело в том, что много лет, до самой своей смерти, этим
оркестром руководил талантливейший дирижёр Евгений Светланов. Так как он
подавал симфоническую музыку, особенно русских композиторов – мало кому
удавалось. Это захватывало даже не подготовленных и совсем не искушённых в
«серьёзной» музыке зрителей.
А нам предстояли вальсы Штрауса под управлением иностранного
дирижёра по имени Ион Марин.
Пока не начался концерт, я пытала ребёнка: вот спросят тебя
в музыкальной школе – кто дирижировал? Что ты ответишь?
- Йодомарин! – бойко отрапортовал мой школьник.
Я вздохнула и отвязалась. В оставшееся время меня очень заняло
стояние в длиннющей очереди в дамскую комнату.
И, наконец то, мы заняли свои места, погас свет. Важная дама
в платье с блёстками сказала вступительные торжественные слова и зазвучала
музыка.
Если вы думаете, что дальше мы поплыли на волнах волшебного вальса
Штрауса, то ошибаетесь.
Потому что за оркестром на сцене зачем то заработал огромный экран. И по нему полетели косяком пластмассовые розы. Из левого верхнего угла в правый нижний. Это настолько захватило зрителей, что музыка для всех отошла на второй план.
Потому что за оркестром на сцене зачем то заработал огромный экран. И по нему полетели косяком пластмассовые розы. Из левого верхнего угла в правый нижний. Это настолько захватило зрителей, что музыка для всех отошла на второй план.
Каждая роза была размером в два раза больше дирижёра! Жуткие, огромные, кондово нарисованные розы падали и падали. Как бабушки в рассказе Хармса.
На третьей минуте наблюдения за розами-убийцами в темпе
вальса я поняла: они точно будут сниться мне в кошмарных снах.
На втором вальсе на смену розам пришли ноты! Огромные
восьмушки и четверти размером с сосну вылетали из глубины экрана и летели на
зрителей. Хорошо, что не было очков 3D, а то бы я точно начала визжать от ужаса.
Зачем? Зачем украшать такой дикой анимацией концерт
симфонического оркестра? Сюда же никто не пришёл вечером с младенцами, которых
падающие розы могли бы немного развлечь?
А на кого это было рассчитано?
На фоне этих роз и нот музыканты казались на сцене маленькими и случайными. Вполне можно было бы вместо них включить фонограмму. Тогда бы оркестр совсем не отвлекал внимание зрителей от огромного экрана.
А на кого это было рассчитано?
На фоне этих роз и нот музыканты казались на сцене маленькими и случайными. Вполне можно было бы вместо них включить фонограмму. Тогда бы оркестр совсем не отвлекал внимание зрителей от огромного экрана.
Я закрыла глаза. Так слушать музыку стало лучше.
Но тут же стали приходить в голову всякие мысли: ведь Штраус сочинял
свои вальсы для того, чтобы под них танцевали и радовались, и улыбались. А не
для неподвижного слушанья в креслах в гигантском неуютном зале.
Под эти вальсы хорош и звон хрустальных бокалов с
шампанским, и смех, и шуршанье бальных платьев. Это же не нормально не
двигаться под вальс! Уж лучше бы оркестр играл в Александровском саду около
красивого грота.
Поймала себя на том, что начинаю тихонько раскачиваться в
такт музыке. Открыла глаза. Увидела осуждающие и непонимающие взгляды соседей
по кремлёвскому залу. Ну конечно. Никаких улыбок и танцев. Сидим тихо и
серьёзным лицом слушаем концерт.
Дослушали до антракта. Вышли из зала.
Сын, как любой нормальный ребёнок, попросился в буфет. И правильно, по себе помню: ежели дитё в театре или на концерте без посещения буфета – считай, мероприятие не удалось. Радость хочется ощущать всеми рецепторами:-)
Сын, как любой нормальный ребёнок, попросился в буфет. И правильно, по себе помню: ежели дитё в театре или на концерте без посещения буфета – считай, мероприятие не удалось. Радость хочется ощущать всеми рецепторами:-)
На первом этаже буфета не нашлось. По узкому эскалатору
поднялись на второй. Огромное фойе и здесь было пусто. Толпа любителей вальсов занервничала.
Женщины возмущённо начинали вскрикивалть – ну где же буфет? Мужчины их
успокаивали и запихивали поскорее на следующий эскалатор. По мере продвижения к
кремлёвскому потолку, толпа недоумевающих голодных зрителей возрастала.
Наконец, на самом верху буфет нашёлся. С нескольких столиков
продавали обычную для театральных перекусов снедь. Всякие там газировки и
булки. Почему было не расставить эти лотки по всем этажам огромного пустого
здания равномерно? И побольше? Пусть зрители тратят свои деньги с
удовольствием. На этот вопрос никто не знал ответа.
Любители вальсов выстраивались в длиннющие очереди, как в
моём советском детстве. Мы постояли минут десять. Булки приблизились не
намного. Стало совсем тоскливо. Уже через 5 минут антракт закончится и нужно
возвращаться к пластмассовым вальсирующим розам! И тихо сидеть.
Мы посмотрели друг другу в глаза и прочли там одно и то же.
Я осмелилась озвучить мысль первой: а может, уйдём отсюда?
- Давай уйдём.
И мы пешком стали спускаться вниз. Эскалаторы почему то
работали только на подъём.
Сбегая по ступенькам, подумала: а если какая-нибудь старушка – любительница Штрауса тоже забралась в этот подпотолочный буфет? Ну, съела она там булку. Ну две. А дальше? Она же без эскалатора никогда оттуда не спустится! И так останется в кремлёвском дворце навсегда. И, наверное, будет до конца жизни продавать там программки.
Сбегая по ступенькам, подумала: а если какая-нибудь старушка – любительница Штрауса тоже забралась в этот подпотолочный буфет? Ну, съела она там булку. Ну две. А дальше? Она же без эскалатора никогда оттуда не спустится! И так останется в кремлёвском дворце навсегда. И, наверное, будет до конца жизни продавать там программки.
На удивление, с концерта уходили не мы одни. Из гардероба
забирали свои пальто зрители разных возрастов. Такие же как и мы, испугавшиеся
больших пластмассовых роз. И счастливый номерок мы сдали обратно. В чём только
было счастье?
Я очень люблю вальсы Штрауса и дома слушаю диски. Я с
детства люблю этот оркестр. И уж конечно, я шла на это мероприятие не для
того, чтобы покушать булки из буфета. А в надежде попасть хотя бы не надолго в сказки венского
леса.
Так что же было не так?
Грустно закончился рассказ. А я стараюсь побывать на Красной площади в каждый свой приезд (примерно раз в год), т.е. последний раз там была в 2009 году перед декретом, только в этот раз не удалось (я променяла её на разрекламированную тобой Трёхгорку))).
ОтветитьУдалитьЯ променяла Кремль на Трёхгорку - это просто заголовок статьи!
УдалитьИ что купила? Покажи хоть!
Да ничего не купила( Я была в таком культурном шоке, что хотела купить всё, а в итоге через... не знаю сколько времени поняла, что мне нужно всё обдумать и обсчитать (ну сколько чего и для чего надо), просто так ткани зареклась покупать - денег уходит много, а потом так жалко, что применить никуда не могу. В общем, решила пока осваивать уже имеющиеся (немалые) хомячьи запасы. А уж в следующем году...)))
УдалитьСпасибо за подробный репортаж, будто побывала на Красной площади (в Москве ни разу не была). Что не так...Думаю, мешали розы и ноты, раскачиваться в такт музыке - соседи по кремлёвскому залу не поймут и осудят...Разве можно находиться в таком напряжённом состоянии несколько часов? и я бы ушла.)))
ОтветитьУдалитьПо поводу того, когда в последний раз москвичи посещали Красную площадь, вспомнила свой первый приезд в Питер. Мы с мужем днями ( с самого утра до самого позднего вечера, а то и ночью - развод мостов) бегали по Питеру, пешком, ноги гудели - мама дорогая! Всё было интересно, каждая табличка на домах, Эрмитаж, Дворцовая площадь, Русский музей и т.д. Я всё восхищалась и завидовала питерцам - это ж как здорово здесь жить и каждый день всё это видеть! Мой пыл остудила жена нашего друга, коренная петербуженка. "Лена, говорит, мы работаем с утра до вечера, когда нам по Питеру-то гулять? Ты лучше спроси, когда мы последний раз были в Эрмитаже или вообще гуляли по Питеру!" Прям разочаровалась тогда...Хотя и понимаю.
Ой, мой Питер (да, у каждого он свой) - это отдельная повесть. Может когда нибудь расскажу. Мама нашего питерского друга, у которого мы с мужем останавливались, с грустью глядя на нас говорила: ну хоть походите у нас по городу, красоту посмотрите. А то у вас в Москве и любоваться то и не на что!))))
Удалитьвот зря ты, Наташ, не съела счастливый номерок "под хрусты Штрауса и вальса"... первая мысль она самая правильная, надо прислушиваться к себе)))
ОтветитьУдалитьЖаль очень, когда на смену гению приходит Йодомарин... тут уже ничего не поделаешь.Штрауса очень люблю!
Москва, для меня, проезжий (в смысле я там только почему-то проездом) город. Красная площадь (была всего один раз) осталась в памяти своей непередаваемой осенней серо-кирпичной гаммой: Иверская часовня, красный кирпич,булыжная мостовая, храм Казанской, Покровский собор, дыхание прошлого, ностальгия ... и еще шныряющие в подворотне лысые ульяновы в кепках и без.
Училась в Питере, там мы ходили в Мариинку. У нас были специальные театральные платья, а зимой мы приносили туфли и переодевались. В антракте, как мне помниться, все ходили в шикарном фойе парами по кругу... Пишешь замечательно, очень интересно читать !!!
Здорово. Я в Мариинке пока так и не была.
УдалитьА туфли с собой брать на концерт меня мама в детстве приучила. Сейчас практически никто так не делает.
Вчера смотрела какое-то ток-шоу, там героини программы (реальные тётки, не подставные точно) сидят в студии в грязных сапогах. Как с улицы пришли - так и пошли.
Спасибо, Наташа. Я снова погуляла по Кремлю. И музыку послушала.
ОтветитьУдалитьЛюблю классику. В юности у меня даже абонемент был в филармонию.
эх, Галя! Приезжай в Москву! Пойдём на концерт - повеселимся:-)
УдалитьТак печально... И очень понимаю вас с сыном. И совершенно не могу понять этих попыток "улучшить". Лучшее - враг хорошему. Видимо даже на таком уровне как Кремлёвский профессионалов своего дела всё меньше и меньше...
ОтветитьУдалитьЯ вот раньше очень любила ходить в театр, а сейчас почти перестала. Скучаю, но помню свои последние 8-10 посещеных спектаклей и полное разочарование, недоумение и пустоту после... За последние 7 лет был только один спектакль, который рекомендовала всем знакомым, да сама посмотрела его три раза!
А Красную площадь и Сад я очень люблю и стараюсь там бывать хотя бы раз в году. Но выходные для этого точно непригодны.
Наташа, никогда не была в Москве, благодарна тебе за экскурсию. А вот интересно, кому же все таки пришла в голову такая дикая идея установить огромный экран и запустить там летающие розы, ноты и что там еще было? Должна сказать, что вы долго продержались, не уверена, что мне удалось бы насладиться музыкой, когда перед глазами мелькают огромные цветы :)
ОтветитьУдалитьНаташа, прочитала с удовольствием не только сам опус, но и комментарии...
ОтветитьУдалитьМариинка, Кремлевский дворец... а к нам такой отстой приезжает даже в филармонию, что стыдно за них, о театральном "чёсе" промолчу! А вам завидую по хорошему, вы хоть глаза можете закрыть и слушать))))
Барнаульский оркестр русских народных инструментов во сто крат лучше играет!
Вот его и ходим слушать, да и симфонический у нас не так уж плох...дирижер очень эпатажный, можно просто смотреть на него и получать удовольствие...это кроме шуток.